Раскрытие и созерцание внешнего и внутреннего мира, моделирование будущего, осмысление прожитого, процесс подбора особой сказки каждому ребенку называется сказкотерапией.
Как помочь ребенку справиться со страхом
Ребенку необходимо управлять своими чувствами, сдерживать свои ситуативные эмоции. Игра и сказка позволяет этому научиться. Например, если ребенок чего-то боится, то составляется новая, или подбираются коррекционные психологические сказки, в которых зашифрована информация в метафорической форме о его страхе, а также о способах преодоления этого страха. В быту или на занятиях при помощи педагога ребенок отождествляется с главным героем сказки и не только прослушивает ее, но также проигрывает разные способы, которые помогают преодолеть страх. Кроме этого ему можно предложить переписать сказку по-своему, иллюстрировать ее, придумать с таким же героем новую.
Психологические потребности ребенка
В определенной степени сказка удовлетворяет такие три психологические естественные потребности ребенка:
- потребность в компетенции (герой, как правило, достигает успеха, становится победителем, он способен преодолеть невероятные препятствия, хотя иногда его и постигают неудачи);
- потребность в автономности (на протяжении каждой сказки герой полагается только на собственные силы, себя, сам принимает решения и делает выбор, действует самостоятельно);
- потребность в активности (главный герой постоянно находится в каком-либо действии, он всегда активен и кого-либо встречает, куда-либо идет, кому-либо помогает, что-либо добивает, с кем-либо борется, от кого-либо убегает).
Формирование у ребенка положительных качеств
Целый ряд положительных качеств личности формирует удовлетворение вышеперечисленных потребностей:
1) социальная компетентность, состоящая из таких компонентов:
- поведенческого компонента, который помогает выбрать способы общения, а также взаимодействие с разными детьми и адекватные ситуации;
- мотивационного компонента, который включает отношения к человеку (проявление внимания, доброты, содействия и сопереживания, сочувствия);
- когнитивного компонента, который связан с другим индивидуумом, способностью понять его интересы, особенности, потребности, заметить изменение его эмоционального состояния и настроения;
2) автономность, выражающаяся в стремлении и желании проявить свое собственное мнение, взгляды или позицию;
3) активность, которая предполагает в общении владеть инициативой, уметь внимание партнеров организовывать, процессом общения управлять, на состояние партнеров эмоционально откликаться.
Психологическое воздействие на ребенка сказкой
У ребенка создаются новые представления о явлениях и предметах мира, который его окружает, о людях, а также новый разнообразный эмоциональный опыт, в результате того, что сказка побуждает его сопереживать ее персонажам.
В сказкотерапии метафора – ядро всякой сказки, является главным средством для психологического воздействия. Эффективность приемов сказкотерапии определяют именно точностью и глубиной метафоры в работе с взрослыми и детьми.
Сказкотерапия — это психологический метод, более подробно о котором можно узнать здесь — http://psixologiya.org/skazkoterapiya.html , он особо актуален в наше неспокойное время.
Метод сказкотерапии помогает родителям и педагогам, а также самому ребенку справиться с трудностями, которые возникают в процессе его развития. Благодаря сказке ребенок может справиться со своими переживаниями и проблемами, понять их. Утвердиться ребенку как личности помогает метод сказкотерапии.
✔