Векторная и растровая графика в web
1. В настоящее время существует достаточно большое количество различных форматов графических файлов. Тем не менее, все их можно разделить на две группы. Это файлы, хранящие векторную графику и файлы хранящие растровую графику. Растровая графика – это когда изображение хранится в виде маленьких точек – пикселей. Соответственно качество такой картинки ограничивается двумя факторами: это собственно размер самой картинки в пикселях, и разрешением изображения – то есть количеством пикселей на единицу длины (наиболее распространено пиксели на дюйм). Файлы, хранящие растровую графику это jpg, gif, bmp, tiff, png, psd и прочие. Векторная графика – это когда изображение хранится в виде массива чисел, описывающих построение изображения в виде кривых и ключевых точек - вершин. Форматы векторной графики – swf, cdr, max, ai, частично pdf.
2. В практике web графики в основном используются два формата растровой графики – jpeg и gif, и один формат векторной графики – swf. Гораздо реже используется формат png.
3. Форматы jpeg и gif различаются различными алгоритмами сжатия изображения. Так как в web размер файла до сих пор играет весьма существенное значение в силу ряда причин, следовательно малый вес графического файла существенно повышает скорость загрузки изображения. Для разных «видов» картинок подходит тот или иной формат графики. Определение необходимого формата – основное умение web - дизайнера. Для фотографий, портретов, картинок большого размера, насыщенных сложными деталями – лучше всего подходит формат jpeg. Алгоритм сжатия этого формата работает таким образом, что при уменьшении «веса» картинки, а следовательно качества, изображение как бы «размывается», становятся плохо различимы четкие переходы между цветами, и появляются паразитные цветные пиксели как побочный эффект действия алгоритма. Степень компрессии файла определяется каждый раз дизайнером исходя из его нужд, но оптимальным соотношением размеркачество изображения считается процент сжатия равный 65. Формат gif наилучшим образом подходит для изображений небольшого размера, там где необходима прозрачность (альфа-канал), и для анимированной растровой графики. Алгоритм сжатия этого формата основывается на том, что изображению задается фиксированная цветовая палитра (от 2 до 256 цветов), а все близкие оттенки выкидываются либо заменяются соседними цветами. Также алгоритм просчитывает изображение линиями – слева направо, и хранит информацию не о каждом пикселе в отдельности, а считает сколько пикселей одинакового цвета стоят в ряд, и сохраняет информацию только о цвете и количестве пикселей. Это существенно снижает вес файла. Нетрудно заметить, что вертикальный градиент (сверху-вниз) будет весить в таком случае намного меньше градиента горизонтального (слева-направо). Это следует учитывать при создании изображений, особенно при создании анимированных баннеров, где вес складывается еще и из количества кадров и идет буквально война за каждый байт. Формат png используется крайне редко. Его отличие от формата gif в том, что png позволяет хранить больше информации о файле. В частности информацию об альфа-канале. В формате gif каждый отдельный пиксель может быть либо полностью прозрачным, либо полностью непрозрачным. Это накладывает ограничения на использование прозрачных переходов в прозрачность, из за чего файлы gif с прозрачностью зачастую выглядят «рваными» по краям. Но, в связи с большим весом png файлов, их практически не используют, а применяют различные визуальные хитрости в формате gif, в частности добавление «переходных» пикселей по краям изображения.
4. При именовании файлов следует придерживаться простых правил. Во-первых, следует избегать как бессмысленных, так и «говорящих» названий. Название файла должно сразу определять его место в структуре веб-страницы. То есть. Если это картинка к статье, то она должна располагаться в папке articles и ее названием служит id статьи. Если это позиция в каталоге, то в соответствующей папке (items, groups) картинка должна иметь названием ID группы, подгруппы или товара. В то же время, если к примеру, на сайте очень редко пишутся статьи, можно не вводить дополнительные папки, но тогда файл должен по названию однозначно ассоциироваться с данным разделом. Это можно сделать к примеру добавлением слова news или art перед id картинки (к примеру news-34. jpeg). Если к одному id относится несколько картинок разного размера – необходимо добавлять после id картинки расширение, обозначающее размер (для больших картинок – b, для маленьких – s) (пример 38-s. gif, art-08-b. jpeg). Для нескольких картинок одного размера, можно ввести порядковые номера (пример: art08-b_01. gif). При именовании картинок, формирующих оформление сайта следует придерживаться следующих обозначений: top – для шапки сайта, bottom – для подвала сайта, but – для различного рода кнопок, ico – для иконок, img или pic – для прочих картинок оформления с добавлением порядкового номера в конце.
5. Основными программами для работы с изображениями у дизайнера служат Adobe Photoshop и Adobe ImageReady для растровой графики (например, web дизайн) ; Corel draw и Macromedia Flash для векторной. Также используется порой для векторной графики программа Adobe illustrator – но это уже дело вкуса дизайнера, ибо программы по своей сути идентичны, и обладают схожим функционалом. Все продукты фирмы Adobe (а к ним в последнее время относится и Flash), обладают похожим инструментарием и горячими клавишами, что упрощает работу в разных программах при переходе от одной к другой.
6. Формат flash – один из самых «модных» и популярных в вебе. Этому служат несколько его особенностей. Во-первых, за счет того, что это векторный формат, возможно создание относительно сложных и красочных изображений при достаточно малом весе файла (сейчас распространено создание flash презентаций, flash сайтов). Во-вторых, за счет использования встроенного скриптового языка Action Script во flash есть возможность создавать интерактивные баннеры, приложения, писать различные сценарии, создавать онлайн системы расчета, игры, отдельные приложения и т. п.
Источник - http://www. alexfill. ru/