Как в Российской империи добивались соблюдения христианских обязанностей в армии?
В Российской империи Православная церковь всегда занимала особое место, оказывая существенное влияние не только на жизнь общества, но и на все государственные органы. При этом государство старалось четко регламентировать деятельность Церкви, особенно в силовых и правоохранительных структурах.
Не меньшей регламентации подвергалась религиозно-организационная работа начальников и руководящих органов ведомств, обязанности военнослужащих в сфере религиозных отношений. Неоднократно принимались меры по совершенствованию нормативных документов, регулирующих эту деятельность.
Еще Петр I в «Артикуле воинском», введенном в действие в 1715 году, две первые главы посвятил соблюдению религиозных обязанностей в войсках. Артикул предусматривал, что «служба божия имеет отправлятися по вся утра и вечеры и полдень с пением и молением, в лагерях». Было отмечено, что «всем офицерам и рядовым надлежит священников любить и почитать. И никто да не дерзает оным как словом, так и делом досаду чинить, и презирать, и ругаться. А кто против того погрешит, имеет по изобретению его преступления вдвое так, как бы то над простолюдином (над другим) учинил, наказан быть». Естественно, что предусматривались и конкретные наказания, от лишения чина и достоинств офицера, до наказания шпицрутенами и расстрела нижних чинов.
Подобные требования в нормативные акты, регламентирующие службу, включались постоянно. А в 1859 г. были специально сформулированы правила «Об исполнении христианских обязанностей войсками». К началу ХХ века священнослужители и командование вынуждены были обратить внимание на падение религиозности в войсках, что привело к появлению новых нормативных документов. В январе 1900 г. был утвержден и направлен в войска «Перечень мер по улучшению религиозно-нравственного воспитания войск». В Уставе внутренней службы, высочайше утвержденном 23 марта 1910 г., этим вопросам посвящена X глава и объемное приложение к статье № 318.
Большая работа проводилась непосредственно в воинских частях, где меры по совершенствованию религиозной деятельности определялись непосредственно командирами. Широкие обязанности в этой сфере возлагались на командира полка. Основными среди них были: — оказывать содействие своим подчиненным, не исключая и прикомандированных, в исполнении религиозных обязанностей, налагаемых на них их вероисповеданием; — объявлять в приказе по части когда и какие роты должны говеть; — устанавливать порядок размещения воинских чинов во время богослужения в войсковых церквах; — давать распоряжения о назначении офицеров для наблюдения в церкви за нижними чинами; — давать распоряжения о проведении для нижних чинов православного исповедания религиозных бесед, не менее как по одной в месяц; — устанавливать порядок отправления исповеданий неправославными нижними чинами.
Кроме этого, командиру вменялось в задачу оказывать «требуемое содействие военному священнику». А в соответствии с Уставом внутренней службы командира части обязывали: — назначать для духовных бесед священника дневные часы, включив эти беседы в расписание занятий; — предоставить возможность священнику по вечерам вести собеседования и чтения с туманными картинами; — принять меры к надлежащему обучению церковного хора пению, чтобы богослужения отличались должным благолепием; — назначать церковником развитого, хорошо грамотного нижнего чана, умеющего громко и внятно читать в церкви; — разрешать в ротные (эскадронные, сотенные, батарейные, командные) праздники чинам соответствующей части посещать церковь; — приглашать священника посещать возможно чаще жилые помещения нижних чинов, лазареты и гауптвахты, раздавая для чтения листки, брошюры, книжки; особенно полезно посещение священником только что прибывших новобранцев для разъяснения им святости военного служения Отечеству.
Религиозная деятельность накладывала отпечаток на всю жизнь и боевую учебу в воинской части, причем регулировалась она не только государственными нормативными актами, оно и приказами конкретных командиров. Интересен в этом отношении приказ войскам Варшавского военного округа № 289 от 17 ноября 1912 г. Он крайне любопытен, поэтому приведу его с незначительными сокращениями.
В некоторые части войск мною был командирован состоящий при мне генерал для поручений генерал-майор Игельстром для ознакомления с постановкой дела религиозного, духовно-нравственного развития нижних чинов и условиями их быта. Ознакомившись с представленными мне заключениями старших начальников, предлагаю впредь принять к руководству и исполнение нижеследующее. В исполнении религиозных обязанностей нижними чинами в точности руководствоваться указаниями, данными в главе Х устава внутренней службы. В некоторых частях требуемая в хоровом исполнении молитва за Царя (ст. 297 устава внутр. службы) смешивается с народным гимном. Нижние чины должны уметь петь народный гимн и таковой должны исполнять в торжественные дни и преимущественно пред портретом Государя, чем еще более повысится духовное значение гимна. Духовно-нравственные беседы и собеседования должны вестись священниками на точном основании ст. 559 и прилож. 14 к ст. 318 устава внутр. службы. Продолжительность всякой беседы должна быть ограничена ½, самое большее ¾ часа времени и сопровождаться непременным условием удобства размещения слушателей и если производиться вечером, то в достаточно освещенном помещении. Что касается мер способствующих поднятию воинского духа и значения своей части, принять к исполнению, где по условиям квартирования это возможно, чтобы новобранцы в первые же недели обучения были в торжественной обстановки ознакомлены с своей полковой святыней — знаменем или штандартом. Увольнение нижних чинов в запас армии тоже должно совершаться торжественно: напутственное молебствие, прощание с полковым знаменем, или штандартом, парад, всему полку, — обычай этот воспринятый от старейших полков нашей армии, должен обязательно сохраняться в частях, как имеющий особое воспитательное значение. Торжественное празднование выдающихся боевых событий полка должно неукоснительно поддерживаться в каждой части. Во всех подобных случаях, включая и присягу новобранцев, необходимо предпосылать нижним чинам соответствующие разъяснения. Память о чинах полка, погибших на войнах и во время службы, должна неизменно сохраняться в части. Воспоминания о них в сообщениях, поминовение в церквах являются вполне целесообразными. Обязательно ознакомление с памятниками воинской доблести, находящимися в местах или вблизи стоянок…
Командующий войсками, генерал-адъютант Скалон. Все сколько-нибудь значимые мероприятия в части обычно начинались с молебна и проповеди полкового священника. Обязательно отмечались все православные праздники, а так же свои, полковые, батальонные и ротные. Если у полка не было своей стационарной церкви, то организовывалось посещение военнослужащими местного храма. В период лагерных сборов и в районе боевых действий разворачивались походные церкви в приспособленных помещениях, или специальных палатках, блиндажах, землянках.
Свои особенности имелись в регулировании религиозной деятельности в Отдельном корпусе пограничной стражи, Тюремном ведомстве и подразделениях полиции.
Стоит отметить, что отношение офицеров низового звена к участию в религиозных мероприятиях было, мягко говоря, прохладным. В начале ХХ века командиры полков даже были вынуждены издавать специальные приказы по полку, обязывающие господ офицеров присутствовать на конкретных молебнах и религиозных мероприятиях. Несмотря на возникающие сложности, религиозная работа проводилась целенаправлено, продолжилась она и в армиях Белого движения в после революционное время, но её эффективность значительно снизилась.
Любопытно, что утвердившаяся в Российской империи практика активного участия военного руководства в регулировании религиозных отношений в армейской среде и создание для этого нормативной базы, в наши дни оказалось востребовано, а частично даже скопировано. Закрепление в законах и Общевоинских уставах обязанностей должностных лиц по обеспечению свободы совести, издание внутриведомственных нормативных актов, регулирующих отношения с религиозными организациями и регламентацию их деятельности в воинских коллективах, позволили в рамках действующего законодательства обеспечить частичное удовлетворение духовных потребностей военнослужащих. К сожалению, нерешенных проблем, возникающих из-за несовершенства правовых актов и волюнтаризма отдельных начальников, в этой сфере еще хватает.