Зачем траву косили зайцы? От Мазая до Ильича - от спасателя до палача

В детстве я очень любила библиотеки. Хотя дома было изрядное количество книг, но я все равно была тайно записана в три библиотеки, и в каждой меня ругали, что я слишком много читаю. Но книги давали: у них же тоже был план.

А что вы думаете? Плановое хозяйство — оно во всем плановое. И сколько чего детям читать, и какие людям трусы носить, и что кушать — все должно было закладываться в план. При этом в наших местностях существовал порядок: чтобы выбрать две художественные книжки, нужно было взять еще одну научно-популярную и одну «про Ленина». Иначе не положено.

Научно-популярное я читала с интересом. А вот про Ленина — не особенно. Уж такой он в этих книгах был слащаво добренький, такой бесконечно мудрый, а так как материалов о нем было мало, то все эти истории повторялись и повторялись.

А вспомнила я об этой славной библиотечной традиции, когда мне попалось как-то в книге Дм. Солоухина «При свете дня» такое: «Его жена в своих воспоминаниях о нем рассказывает, как однажды в Шушенском он охотился на зайцев. Была осень, пора, предшествующая ледоставу. По реке шла шуга — ледяное крошево, готовое вот-вот превратиться в броню. На маленьком островке спасались застигнутые ледоставом зайцы. Владимир Ильич сумел добраться в лодке до островка и прикладом ружья набил столько зайцев, что лодка осела под тяжестью тушек.

Как тут не вспомнить русскому человеку про деда Мазая! — пишет В. Солоухин. — Надежда Константиновна рассказывает об охотничьем подвиге антипода некрасовского деда Мазая с завидным благодушием…"

Источник Солоухин указывает: «Выписано из книги Доры Штурман «В. И. Ленин: ИМКАпресс. Париж. 1989, стр. 61. » А Дора Штурман откуда это взяла? Мне удалось добраться до нее лично, интернет — очень полезная штука. На вопрос, где она почерпнула эти сведения, Дора Штурман ответила — из воспоминаний Крупской: «Поздней осенью, когда по Енисею шла шуга (мелкий лед), ездили на остров за зайцами. Зайцы уже побелеют. С острова деться некуда: бегают, как овцы, кругом. Целую лодку настреляют, бывало, наши охотники». Источник: Крупская Н. К., Воспоминания. Москва, Госиздат, 1932 и 1934 гг.

Найдено в университетской библиотеке в Иерусалиме. Почему в Иерусалиме? Да потому, что после смерти Крупской ее воспоминания в советских изданиях сильно причесали и откорректировали (в порядке борьбы с искажениями истории), да и вообще не очень стремились издавать. А в Иерусалиме нашелся экземпляр прижизненного издания.

Но может быть, это был поступок вынужденный? Ведь в Шушенском наш Ильич был все-таки в ссылке. Может быть, он там голодал и холодал и вынужден был, гремя кандалами, питаться чем придется, поэтому и бил зайцев?

И тут поищем источники: Николай Владиславович Вольский-Валентинов в книге «Малоизвестный Ленин» опять-таки ссылается на воспоминания Крупской (ну, а кому же лучше и знать было, как жил Ленин, как не его жене?).

«Дешевизна в этом Шушенском была поразительная, — писала Крупская. — Например, Владимир Ильич за своё „жалованье“ — восьмирублёвое пособие — имел чистую комнату, кормёжку, стирку и чинку белья — и то считалось, что дорого платит. . . Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока всего не съест; как съест — покупали на неделю мяса, работница во дворе — в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, — тоже на целую неделю… В общем ссылка прошла неплохо».

Как вам выражение «ссылка прошла неплохо»? Некоторые страдания, конечно, все же были: простовато кормили, ни тебе омаров, ни абрау-дюрсо. Одно слово, царизм и угнетение. Но в целом ничего — вождь даже поправился. В ссылке!

И он сам это тоже подтверждает: «Сегодня ровно месяц, как я здесь, и я могу повторить то же самое: и квартирой и столом вполне доволен…» (письмо от 20 июня 1897 года). А четыре месяца спустя в письме к матери он добавляет: «Здесь тоже все нашли, что я растолстел за лето, загорел и высмотрю совсем сибиряком. Вот что значит охота и деревенская жизнь! Сразу все питерские болести побоку!».

«Он ужасно поздоровел, и вид у него блестящий сравнительно с тем, какой был в Питере», — сообщала Крупская Марии Александровне Ульяновой в письме от 22 мая 1898 года. Пожив немного в Шушенском, она сама должна была откровенно признать, что их ссылка действительно одно только удовольствие. Они ездят в гости к другим ссыльным и принимают их у себя, получают через родных русские, немецкие, французские книги, нелегальные издания, журналы и газеты. Ленин ведёт обширную политическую переписку, составляет книги, пишет статьи в журналы и революционные брошюры для издания в Женеве. «Вообще теперешняя наша жизнь напоминает „форменную“ дачную жизнь, только хозяйства своего нет. Ну, да кормят нас хорошо, молоком поят вволю, и все мы тут процветаем. » (письмо Крупской от 26 июня 1898 года).

«Наконец мы наняли прислугу, девочку лет 15, за 21/2 р. в месяц + сапоги, придёт во вторник, следовательно, нашему самостоятельному хозяйству конец. Напасли на зиму всякой всячины» (письмо Крупской от 9 октября 1898 года). О том же предмете две недели спустя: «Наняли девочку, которая теперь и помогает маме по хозяйству, и всю чёрную работу справляет».

А еще ссыльному узнику разрешалось иметь ружье. Самый человечный человек очень любил охоту: тетёрки, утки, зайцы… И, как мы видим, не с голоду: баран в неделю — это, доложу я вам, немало. А так, для развлечения. Ну вот и зайцы под руку подвернулись, а Ильич — человек азартный, а зайцам деваться некуда — он и набил полную лодку, так что лодка осела в воду. Причем даже и боезапас он сэкономил, видно рациональный ум: зачем тратить патроны, когда можно прикладом — по головам… Даже веселее!

Как же тут, согласимся и мы с Солоухиным, не вспомнить русского классика?

Зайцы вот тоже, — их жалко до слез! Только весенние воды нахлынут, И без того они сотнями гинут, — Нет! еще мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?. .

Деду Мазаю никто по барану в неделю задаром не выделял. Однако про совесть он все-таки не забыл.

…Я раз за дровами В лодке поехал — их много с реки К нам в половодье весной нагоняет — Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой — Зайцы на нем собралися гурьбой.

Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, — ничего!

(…)

К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил — и «с богом!» сказал…

Н. А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы 1870, Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. Том 3. Л. : «Наука», 1982.

Мазай не был ни буддистом, ни вегетарианцем, Он объясняет:

Я их не бью ни весною, ни летом, Шкура плохая, — линяет косой…

То есть бить-то зайцев он бил, но тогда, когда это было разумно, и столько, сколько было необходимо. А не весной, прикладом и полную лодку.

А Ильичева-то добыча пропала, наверное: шкура весной негодная, а холодильников тогда не было…

Но ссылка принесла основателю самого справедливого в мире строя не только питательно-лечебную пользу. В ссылке он работал: разрабатывал основы этого самого строя. И опыт ссылки учел в полную силу: в советское время ссыльным уже отнюдь по барану не выдавали и ружья иметь не разрешали, да и выписывать из-за границы газеты и журналы режим «без права переписки» как-то не предусматривал.

Великий человек рассуждал логично: тюрьма и ссылка — это вам не курорт! (Подробнее на эту тему будет в следующей статье про Евфросинию Керсновскую и ее книгу «Сколько стоит человек»). А про вышеописанную историю во времена моей молодости в народе ходил хулиганский стишок:

Поймали зайцы Ильича И разорвали сгоряча.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: