Легко ли быть музой легендарного скульптора?

Летом нынешнего года в приморский поселок Отрадное приезжала целая группа западных немцев, во главе с сыном знаменитого Германа Брахерта — Томасом. Вместе с ним прибыли его многочисленные дети и внуки, некоторые из них еще ни разу не были в доме, в котором творил легендарный скульптор, гравер и ювелир. Кстати, впервые в Отрадное сам Томас приезжал летом 1998 года, когда ему исполнилось 70 лет. Благодаря ему и его детям дом-музей пополнился такими раритетами, как черно-белые фотографии Кёнигсберга и Восточной Пруссии, сделанными Марией фон Вистингхаузен, супругой Германа Брахерта. Впрочем, в семье ее никто не называл Марией, а уменьшительно — Мия. Она была одним из самых успешных и интересных фотографов своего времени. Дом удалось сохранить чудом…

История этого дома загадочна. До 1990 года калининградские краеведы только предполагали, что особняк, в котором с 1933 по 1945 год практически безвыездно проживал Герман Брахерт, должен находиться в поселке Отрадное. Идентифицировать его не удавалось. За дело взялись писатель и краевед Юрий Иванов и художник Николай Фролов. Они разыскали в Германии Германа Брахерта, который прислал фотографии, по ним и был найден дом. В советское время здесь была коммунальная квартира, но в целом здание находилось в более-менее технически исправном состоянии.

Спустя некоторое время стало известно, что руководство санатория «Отрадное» планирует снести расселенный к тому времени дом (в советское время в нем размещалась коммунальная квартира) и построить на его месте грязелечебницу. Местной жительнице Надежде Кузьминой удалось собрать восемь тысяч подписей за сохранение дома. Учитывая желание жителей, руководство Светлогорска приняло решение о создании в доме мемориального музея Брахерта, который открылся для посетителей 14 июля 1993 года. Герман из рода Брахертов

Несколько слов о самом Германе Брахерте. Он родился 11 декабря 1890 года в Штутгарте. Окончил реальную школу, потом брал частные уроки, учился в художественном училище в Вайсенхофе и изучал архитектуру в Штутгарте.

В 1919 году получил приглашение из Школы искусств и ремесел в Кёнигсберге. Переехав в Кёнигсберг стал профессором Школы искусств и ремесел, вел классы скульптуры, основ интерьера и ювелирного дела. Брахерт проработал в Художественной школе до 1926 года, после чего полностью посвятил себя творческой работе скульптора. Созданные им монументальные скульптуры и рельефы украшали многие здания Кёнигберга и других городов Восточной Пруссии. В течение десяти лет Брахерт был художественным консультантом Государственной янтарной мануфактуры в Кёнигсберге.

В 1933 году Брахерт, не разделявший взглядов нацистов, получил запрет на профессиональную и преподавательскую деятельность. Брахерт покинул Кёнигсберг и стал постоянно жить в своем летнем доме в Георгенсвальде (ныне Отрадное) на берегу Балтийского моря, ведя жизнь свободного художника.

В 1944 году Брахерт эвакуировался из Восточной Пруссии в Штутгарт. С 1945 года работал в Государственной Академии изобразительных искусств в Штутгарте, с 1947 по 1951 год был ее ректором, с 1951 по 1953 год — заместителем ректора, в 1955 году ушел на пенсию. Живя в Штутгарте, Брахерт продолжал заниматься скульптурой. В 1970 году Брахерт создал свою последнюю работу — «Воспоминание о Восточной Пруссии».

Герман Брахерт умер 2 июня 1972 года. Мия — единая и неповторимая…

О том, какой была в жизни верная подруга и муза Германа Брахерта, я попросил рассказать директора дома-музея Аллу Семеновну Саруль. Как и где они познакомились? Как она успевала быть и успешной женщиной, и заботливой матерью для двух детей?

— Жена Германа Брахерта, Мия (Мария) Брахерт, урожденная фон Вистингхаузен, родом из Санкт-Петербурга. Она — потомственная русская дворянка. Род Вистингхаузенов получил дворянский титул в 1812 году.

Находясь в 1998 году в Санкт-Петербурге в поисках сведений о судьбе Мии Брахерт, урожденной фон Вистингхаузен, я разговорилась с пожилой дамой — администратором гостиницы, полюбопытствовавшей о цели приезда в северную столицу. Услышав, что существует музей скульптора Германа Брахерта, женой которого была Мия фон Вистингхаузен, она в раздумье сказала: «А знаете, германским консулом в Ленинграде был господин фон Вистингхаузен, который позже стал германским послом в Таллине».

Возвратясь в Светлогорск, я обратилась с письмом в Таллин. Из любезного ответа узнала, что Хеннинг фон Вистингхаузен теперь посол в Алма-Ате, и что родовое имение фон Вистингхаузенов находится под Таллином в местечке Вастемыйза. Будучи в Москве, я обратилась в МИД СССР за адресом и телефоном Германского посла Хенинга. Результатом переговоров было чудо! Музею была подарена книга «Вклад семьи фон Вистингхаузен в историю», изданная в Людвигсбурге в 1957 году. Род фон Вистингхаузенов внес большой вклад в историю. Книга находится в экспозиции. Так закончилась очень симпатичная встреча со «старой ленинградкой», которой все было интересно.

— Говорят, что Мия Брахерт была близкой знакомой доктора Альфреда Роде, советника по культуре?

— Да, она выполняла по поручению доктора определенные работы. Кстати, имя Альфреда Роде хорошо известно в искусствоведческих кругах с 30-х годов прошлого века. Он считался крупным специалистом по янтарю. А всемирную славу ему принесла Янтарная комната. Доктор был директором Кёнигсбергского музея. Он вел переписку с Гитлером, и тот требовал перевезти Янтарную комнату из Кёнигсберга в Берлин, на что доктор Роде отвечал мотивированным отказом. Что тогда означало идти против воли фюрера, думаю, нее надо объяснять.

И то, что Роде поддерживал контакты с Мия Брахерт — тоже свидетельство его мужества, ведь Мария не разделяла взгляды нацистов, и никогда этого не скрывала…

Если говорить о судьбоносной встречи Германа и Мии, то она произошла в Штутгарте, родном городе Брахерта. С началом Первой мировой войны, радикально настроенные российские ура-патриоты выдвинули перед российским императором жесткие условия: избавиться абсолютно ото всех немцев, которые живут в столице империи. Их просто оттуда выдавливали. И отец Марии был вынужден принять решение — вернуться на родину своих предков — в Германию. Почему именно в Штутгарт? Точно не скажу: возможно, там уже проживали какие-то родственники. И творческие личности способны ужиться друг с другом…

Герман и Мия познакомились между 1914 и 1916 годом, так как в 1916 году они уже поженились. Кстати, в Восточную Пруссию супруги перебрались спустя три года, в 1919 году. Именно здесь Мия раскрылась как художник-фотограф, она занималась фотопортретами, делала снимки архитектурных ландшафтов для альбомов, оставила в вечности залы, экспозиции, экспонаты музея Королевского замка. Именно она выполняла фотографии для «Книги о янтаре» и книги «Кёнигсберг» Альфреда Роде.

…Еще со времен Шарля Перро по всему миру кочует определенный стереотип, что принцу счастье может составить исключительно Золушка — очень трудолюбивая, но мало на что в жизни претендующая. Ей достаточно лишь быть красивой. Пример Мии Брахерт лишний раз доказывает, что в гармоничном браке очень легко раскрыть свои способности обоим супругам. Муза должна быть не только симпатичной, но и целеустремленной, цельной натурой. Без этого красота как рука без пальцев…

Остается добавить, что Мия покинула Восточную Пруссию в 1944 году вместе с мужем. Несмотря на то, что она была на три года моложе Германа Брахерта, скончалась она, к сожалению, на два года раньше его, в 1970 году…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: